Юзабилити в моей жизни

Vladimir Merkushev
5 min readJul 26, 2017

--

Немного пафосный заголовок получился. Но пост будет и правда про юзабилити, user experience, UX, вот это всё. Термин “опыт пользования” мне, кстати, никогда не нравился. А “юзабилити” уже звучит почти по-русски, с учётом сколько лет этой отрасли на рынке России.

Началось всё для меня аж в 2007 году! В Москве, в гостинице «Рэдиссон САС Славянская», прошла первая, почему-то сразу “ежегодная”, конференция User Experience Russia 2007, приуроченная ко Всемирному Дню Юзабилити. Из приглашённых звёзд был Eric Schaffer — глава компании Human Factors International, которая называет себя самой большой юзабилити-компанией в мире. Сейчас у него очень смешные усы и свой канал на YouTube :)

Гуру мирового юзабилити образца 2007 года

Из местных звёзд был, конечно, Дмитрий Сатин — основатель российской USABILITYLAB. Эта компания была в то время самой активной на рынке, учила бизнес вообще понятию “юзабилити” и как юзабилити подход в разработке может быть полезен для зарабатывания денег. А Дмитрий был евангелистом UX. Да и сейчас, пожалуй, им остается, просто немного отошел от активного управления компанией.

“Сатин увидел неюзабельный сайт”. Фото с личной страницы Дмитрия в фейсбуке, надеюсь он меня простит за мой выбор. Вся фотосессия просто супер! ;)

Я тогда руководил тестированием в компании Voltweb, тема мне была интересна в разрезе юзабилити-тестирования. Компания, увы, до наших дней не дожила, но один из наших проектов, а делали мы их для рынка UK, все ещё работает: ClickATest.co.uk. Именно его мне и удалось проверить на революционной тогда технологии eye tracking — отслеживание взгляда респондента в процессе работы с интерфейсом.

Менеджер по продажам поставщика оборудования для айтрекинга Tobii. Стоило каких-то совершенно безумных по тому времени денег! Его визитка ещё долго пылилась у меня в столе :)

Помню свой восторг и реакцию моих коллег, когда я им показал ролик с записью использования нашего сайта и цепочкой из “взглядов” и кликов.

Этот дизайн мы и тестировали. Помню как взгляды респондентов все время скакали на разрезанную голову парня. Кстати, дизайн сохранился до сегодняшнего дня :)

Потом было ещё одно большое исследование, уже в поле. Я поехал в Лондон, ведь респондентами должны быть носители, и проводил что-то типа интервью с экспересс-тестом нового интерфейса. Как я это делал с тем моим уровнем английского не понятно! Видимо самоуверенность и юношеский оптимизм были сильнее языкового барьера :)

Дом моего друга и бывшего шефа Yngve Traberg под Лондоном. Как же там было круто жить и работать!

Дальше были Колёса, где я сначала был менеджером всех проектов, а позже директором по продуктам (молоко, мясо, овощи, ага ;)). На юзабилити времени катастрофически не хватало! Помню лишь однажды получилось провести серию интервью о патернах поведения в поиске авто покупателями. Больше использовал юзабилити экспертизу – подход, когда эксперт (угадайте кто им был) смотрит на интерфейс и по специальному чек-листу оценивает его удобство. Ну и, конечно, коридорные тесты – в офисе отлавливается случайный коллега и ему показывают новый вариант GUI продукта. Свежий взгляд помогает выявить очень много неочевидных проблем! Таким способом, например, мы делали с нуля Market.kz.

Один из первых вариантов страницы объявления на Маркете. Даже название на макете ещё рабочее, был вариант “Рупор”, потом прикупили более подходящий по смыслу домен. Про историю разработки, кстати, есть отдельная презентация

Ну хватит воспоминаний, а то уже какие-то мемуары получаются. Рановато! :)

Сегодня юзабилити — неотъемлемая часть моей работы менеджера продукта. Он должен быть полезным, прибыльным и удобным. Им должно быть приятно пользоваться. В идеале люди должны любить ваш продукт! Не всегда у нас, менеджеров которые совмещают управление проектами и продуктами, хватает времени на тестирование и исследования. Часто на этом экономят, ведь “проекты горят!”, а продукт вот он, никуда не денется. И пользователи вот они, а эту кривую форму можно и потом оптимизировать… Знакомо? ;)

Обещал сам себе в начале работы с командой Авто.ру так не делать. Стараюсь! Не всегда получается, но стараюсь.

Сегодня добрался, наконец, в оффлайне до ребят из USABILITYLAB. Зашел в гости, спасибо Дмитрию Силаеву за приглашение! Офис находится на территории бывшего завода “Калибр” на Алексеевской. Зеленая территория, разного размера и формата офисы, хипстерские кафешки для стартаперов — атмосферно.

И Ленин такой молодой… И юный стартап впереди!

На входе встречает Ильич, который указывает на проход к коворкингу. В голове само собой зазвучало:

Стартаперы всех стран — объединяйтесь!

Трафик — юзерам, макбуки — менеджерам, пиво — админам!

Товарищи! Мобилизация, о необходимости которой все время говорили “гугловики”, совершилась.

В офисе две юзабилити-лаборатории, в которых шли тестирования. Мне удалось заглянуть в одну. Жизнь за стеклом идёт, респондент отвечает на вопросы и тыкает в интерфейс телефона, тестировали что-то мобильное. По эту сторону стекла сидят менеджеры и может сидеть заказчик. Думаю эта комната слышала не мало “Да ё-моё!”, “Ну куда он пошел, мы не так планировали!” и “Где вы набрали этих идиотов!?”. Нормальная реакция. Нам очень сложно смотреть на свой родной продукт глазами других людей. Хорошо что стекло толстое и комнаты звукоизолированные :)

За стеклом :)

По словам Димы, тренд на рынке такой, что большие игроки стараются наращивать свою экспертизу в UX. У Яндекса, Mail.ru, 1С, Альфы и Сбера давно есть свою отделы и лаборатории. Но, в то же время, растет и осознанность бизнеса о том, что юзабилити приносит деньги и его нужно делать с профессионалами. Поэтому ребята без заказов никогда не останутся!

На фоне знаменитого, в узких кругах, логотипа. Табличке, говорят, лет 10 уже. Блин, какой я старый… :)

PS: Официальное обращение к ребятам из USABILITYLAB. Пишите уже USABILITYLAB не КАПСом. Не удобно же читать! ;))

--

--

Vladimir Merkushev

Product manager with 10+ years of experience in online classifieds and marketplaces. Subscribe to my Telegram channel: https://t.me/vladimir_merkushev